Воздвижение — праздник всемирной славы Креста Христова

 

Так как Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам употреблять всяческое усердие, да будет воздаваема честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения.
73-е правило VI Вселенского Собора
И на двери наши, и на чело, и на очи свои, и на уста, и на перси, и на все члены наложим себе сей животворящий крест; вооружимся сим непобедимым оружием христиан, сим победителем смерти… Ни на один час, ни на одно мгновение не будем, христиане, оставлять его, повсюду нося с собою и без него не станем ничего делать; но спим ли, встаем ли, работаем, едим, пьем, идем в путь, плаваем по морю, переходим реки, — все члены свои будем украшать животворящим крестом.
Прп. Ефрем Сирин

Святые равноапостольные Константин и Елена | www.ru.wikipedia.org Явление Креста на небе | www.pravoslavie.ru Воздвижение Креста Господня | www.azbuka.ru Фреска. Явление Креста | www.liveinternet.ru Преподобный Ефрем Сирин | www.cirota.ru Старец отец Иоанн (Крестьянкин) | www.pravoslavie.ru

Крест Господень — орудие страданий, смерти и Воскресения Христова. Крест — символ победы над смертью, грехом и проклятием всего человеческого рода. Если бы не было Креста и Воскресения, то Господь не пришёл бы к людям, родившись от Пресвятой Девы Марии. Праздник Воздвижения Креста Господня — праздник прославления Креста всей Церковью Христовой, всем миром.

Святые отцы Православной Церкви говорят нам о том, что нынешний праздник указывает на сразу три священных события, связанных с Крестом Господним.

Во-первых, совершая праздник, православные верующие чествуют Распятие на Кресте ради спасения мира Господа Иисуса Христа и обретённую через это человечеством Вечную Жизнь с Богом. По этой причине день праздника — строго постный день.

Во-вторых, воспоминается явление на небе Креста Господня святому Императору Константину, его победа в битвах, одержанная силой Креста, чудесное обретение правителем вместе со своей святой матерью Еленой Креста Господня и дальнейшая судьба этой величайшей святыни.

В-третьих, праздник заставляет задуматься о славном явлении Креста Господня на небе перед Вторым Пришествием Христовым на землю для Страшного Суда и воздаяния всем людям по заслугам.

Так нам рассказывает о событиях праздника почитаемый православными верующими старец отец Иоанн (Крестьянкин):

«Труд по поиску Креста Господня приняла на себя восьмидесятилетняя Елена, мать первого императора-христианина Константина. Дух Святой внушил этой царице (впоследствии названной равноапостольной), к славе Распятого и к радости православных христиан, приложить много трудов и усилий, чтобы обрести святыню.

Императоры-язычники и злоба иудеев пытались полностью уничтожить в человеке воспоминания о священных событиях и священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Гроб Господень и Голгофа были засыпаны землей, и на месте искусственного холма водружено языческое капище.

И вот теперь царица-христианка искала следы потерянного сокровища среди враждебно настроенных к христианству иудеев.

И как велика сила и власть Божия, можете судить сами: на вопрос царицы, обращенный к старейшим иудеям: „Где предки ваши утаили Крест Христов?“ — они указали ей на некоего ветхого иудея Иуду, который на повторный вопрос, по-видимому, вопреки своему желанию, привел ее на место капища Венеры и сказал: „На сем самом месте вы найдете Крест вашего Христа“.

Иуда предал Христа на Крест, а через триста лет другой Иуда пособствует явлению славы Христа.

После удаления капища еще долго длились поиски, и надежды сменялись безнадежием, пока Сам Господь не соблаговолил открыть людям покоящуюся в земле святыню. Благоухание Святого Духа, исшедшее из земли, положило конец поискам.

Но снова в недоумение поверглись благочестивые искатели. Вместо одного вожделенного Креста они нашли три, и совершенно одинаковые. Дощечка с надписью, имевшаяся в свое время на Кресте Спасителя, была найдена позднее и в другом месте.

Святитель Макарий, вместе с царицей Еленой возглавлявший поиск, воскликнул: „Если Промысл Божий не благоволил навсегда оставить Крест Господень в земле, то попустит ли ему оставаться в неизвестности? Попустит ли, чтобы мы вместо Креста Господня воздавали честь кресту разбойника? Бог Сам укажет нам Крест нашего Спасителя“.

Все три креста были внесены в дом благочестивой жены, лежащей на смертном одре. После пламенной молитвы святитель поочередно возложил кресты на умирающую. И только прикосновением последнего вошла в больную сила жизни.

Присутствовавшие при чуде единодушно воздали славу Кресту Господню. Но и этого удостоверения оказалось мало для славы Животворящего Крестного Древа…

Возвращаясь из дома исцеленной на Голгофу, христиане встретили похоронную процессию. Исполненный веры благочестивый святитель Макарий дерзновенно приложил Крест Господень к почившему, и Крест Победителя смерти и ада, опять расторгнув узы смерти, оживотворил умершего.

Весть о совершенном чуде, потрясшая присутствующих, во мгновение ока облетела Иерусалим и собрала верующих и неверующих к подножию Креста на Голгофу. И бесчисленное множество людей желало хотя бы издали увидеть чудесное Древо.

Святитель Макарий с царицей Еленой, встав на возвышении, воздвизали (поднимали) Честной Крест елико возможно высоко на все четыре стороны, чтобы все могли поклониться ему. Народ же, объятый благоговейным трепетом, восклицал во множестве: „Господи, помилуй!“

Сила воздействия Животворящего Древа была столь велика, что иудеи во множестве крестились, и в их числе и старец Иуда, указавший место сокрытия Креста Господня, получивший в крещении имя Кириак и ставший милостию Божией на исходе жизни епископом Иерусалимским, и за краткий срок жизни в христианстве сам восшедший на свой мученический крест в царствование Юлиана Отступника.

Так совершилось обретение Креста Господня. Через триста двадцать шесть лет после распятия Спасителя Животворящее Древо Креста Господня опять стало проповедником силы и Божества Христова.

И явление Господа Славы на земле откроется не иначе как великим знамением на небе Креста Господня, который увидят все народы земли, который увидит каждый. Увидят, и восплачут, и вострепещут.

И это будет третье величайшее явление Креста в преддверии явления Спасителя на Страшный Суд».

Категория: