Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

27 сентября, в понедельник Святая Церковь отмечает двунадесятый праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. События, о которых повествует праздник, произошли спустя несколько столетий после Воскресения Иисуса Христа. Они связаны с обретением Креста, на котором был распят Спаситель.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Вечером на кануне праздника было совершено Всенощное бдение и освящение хлебов. На Великом Славословии Крест был вынесен на середину храма под особые песнопения и возложен для поклонения. Во время пения праздничных стихир прихожане храма были помазаны святым елеем. Божественную Литургию возглавил иеромонах Серафим (Максимов), которому сослужили протоиерей Евгений (Яшенькин) и иерей Антоний (Шувакин), Песнопения на богослужениях исполнил хор храма Всех Святых под руководством Михайловой И. Л.

После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.

Обретение святого Креста имело место в царствование равноапостольного императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная царица Елена, по просьбе царственного сына отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого явилось для Константина знаком победы над противником.

Сохранились три различные версии предания об обретении святого Креста. Согласно наиболее древней, святой Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвождён. Чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и святой Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.

Другая версия предания об обретении святого Креста, возникшая в Сирии в 1-й половине V века, относит это событие не к IV, а к III веку и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой императора Клавдия II (269–270).

Третья версия, также, видимо, возникшая в V веке в Сирии, сообщает, что святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Свята Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены три креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу покойника, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

Несмотря на древность первой версии предания об обретении святого Креста, в средне- и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала третья версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Евангельское чтение праздника указывает на ту силу, которая постоянно и самовластно владеет изменчивым и непостоянным миром. Силу и власть Креста составляет великая жертва — крестные страдания Спасителя, начиная с неправедного осуждения Его на смерть до прободения ребра Его пречистого тела, из которого истекли кровь и вода, питающие мир в Жизнь Вечную. И заканчивается Евангелие уверением, что истина этого страшного рассказа засвидетельствована очевидцем той голгофской жертвы и передается для того, чтобы слушающие поверили.

Православная же Церковь, рожденная в преддверии явления миру Живоносного Креста Господня и ставшая в лице апостолов очевидцем великого подвига любви — даже до смерти и смерти крестной — приняла с тех пор знамение Креста как спасительный символ для верующих, и не только как символ, но как спасительную силу, коей побеждаются враги.

Свидетельства о почитании Креста Господня сохранились в дошедших до нас писаниях апостольских и в писаниях учителей Церкви. А живые примеры силы сей, являющиеся во все времена, вызвали к жизни особое правило почитания Креста, установленное на Шестом Вселенском Соборе, происходившем в 680 году в Царьграде.

73-е правило его гласит: «Поелику Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения».

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 

Категория: