Воспитание патриотизма и исторической памяти у подростков как средство воспитания старшеклассников

Доклад Цветковой Светланы Васильевны, преподавателя истории в СШ в честь прп. Сергия Радонежского

Цветкова С.В.

Воспитание старшеклассников возможно через историческую память и патриотизм. Однако, сами исторические события не воспитывают, если их преподносить «сухо». Поэтому необходимо использовать такие формы работы, которые формируют у подростков чувство гордости за свой народ, преданность, сострадание, честь и достоинство.

В школе в честь прп. С. Радонежского такие формы работы используют вот уже в течении нескольких лет. Одна из форм работы со старшеклассниками — олимпиады, посвященные важнейшим событиям истории. Другая — интеллектуальные встречи (сборы, вечера), посвященные знаменательным датам истории России.

За последние 3 года проведены олимпиады, посвященные 65-летию Великой победы; русско-турецким войнам; 200-летию Отечественной войны 1812 года. Последняя олимпиада проводилась в рамках интеллектуальной игры «Наше наследие» (организатор ПСТГУ г. Москва). Победители II тура олимпиады участвовали в финальной игре в г. Москве. Участниками олимпиад являются подростки воскресных школ метрополии и школ г. Петропавловска.

Олимпиада способствовала проявлению творчества старшеклассников в разных формах: от презентации до написания стихов. Так, Митенко Темирлан, Селиванов Андрей, Ивашкин Михаил посвятили свои поэтические работы Бородинскому сражению. Самым важным результатом такой формы работы является знакомство с героизмом во имя Отечества!

Вторая форма воспитательной работы — мероприятия, встречи, сборы. Цель: воспитание на примере подвига, жертвенности ради других, веры и православия. В декабре 2011 г. был проведен скаутский сбор, посвященный Дню георгиевских кавалеров, в феврале 2012 г. — 200-летию Отечественной войны 1812 года. В настоящее время подготовлено мероприятие, посвященное 770-летию Ледового побоища. Его разработка имеется в папке участника семинара.

Проводимые мероприятия состоят из 2-х частей. Первая часть содержит короткую информацию о событии, вторая — интеллектуальная игра (викторина и т. п.). Победитель игры получает награду. Информационную часть готовят сами старшеклассники под руководством педагога.

Во время семинара с участниками было проведено мероприятие, посвященное юбилею Ледового побоища и Александру Невскому.

IV межепархиальный семинар преподавателей Воскресных школ по проблеме «Особенности организации и воспитательной работы со старшеклассниками в Воскресной школе»