Вход Господень в Иерусалим

 

Господь Иисус Христос исполнил пророчество Захарии, который сказал: «Не бойся, дочь Сионова! вот царь твой идет к тебе, сидя на молодом осле» (Зах. 9, 9). Так как цари иерусалимские, по большей части, были несправедливые и корыстолюбивые, то пророк говорит: не бойся, дочь Сиона [жители Иерусалима]! Царь, о котором я предсказываю тебе, не таков, но кроток и смиренномудр, и нисколько не горд. Это видно и из того, что Он пришел, сидя на осле. Ибо Он вошел не в сопровождении войска, но приехал на одном осле. Свт. Феофилакт Болгарский. Толкование Евангелия от Иоанна

Вход Господень в Иерусалим Вход Господень в Иерусалим Вход Господень в Иерусалим

Пройдя трудный путь сорокадневного поста, Святая Церковь приблизилась к воспоминанию величайшей драмы в истории человечества. Вновь православные христиане переживают со Христом последние дни Его земной жизни. Господь входит в Святой город, чтобы спасти весь мир от власти греха и смерти. Последуем и мы за Господом.

Тысячи соотечественников освятили вербы в нынешнее воскресенье, названное за это Вербным. Освятили не случайно, а для того, чтобы вспомнить события двух тысячелетней давности. Православные христиане в этот день подражают иудеям времени земной жизни Христа.

Внимательному слушателю церковных песнопений Вербного воскресения представится величественная картина: древний святой град, посреди него великое множество радостных людей, в руках у них пальмовые ветви. Так они приветствуют торжественный вход в город восседающего на ослёнке Иисуса Христа.

Отовсюду слышны восклицания: «Осанна в вышних (Спасение с небес)! Благословен Грядущий во имя Господне!» Никого и никогда не встречали такими словами кроме Господа. Потому что значат они: «О, Господи, спаси нас!» Это обращение к Богу.

Но понял ли народ Божий, Кого он встретил? Нет, не понял. Даже ученики Христовы не поняли. Все ждали земного повелителя, который покорит весь мир, станет великим Царём, даст вдоволь хлеба и золота. Узнав о воскрешении Христом Лазаря, многие поверили Господу и вышли Его встречать (Ин 12: 9).

Шли навстречу безмерно богатому царю, а встретили Нищего на ослике. Искали земного царства, земной силы, человеческой славы и не нашли ничего. Потому что Небесное Царствие, сила и слава невидимы человеческому глазу. Стоит ли удивляться, что те же самые люди распнут Господа уже через пять дней.

Прошло две тысячи лет. Что ждёт от Христа приходящий к Нему человек? Власти? Богатства? Сытости? Беззаботной жизни? Если всего этого, то Господь разочарует его надежды. Господь пришёл спасать души людей, а не приносить им достаток и богатство. Воскресение и Вечная жизнь — вот истинные дары Господни.

Итак, все мы, православные христиане, встретили ныне Своего Спасителя. Называясь Его именем, христианами, мы должны и жить, как Христос. На земле Он жил скромно, трудами Своих рук, познал голод, боль, предательство близких, страдания. А значит и нам никак не избежать этого.

«Господь терпел и нам велел», — часто повторяем мы. Но какова цель нашего терпения? Воскресение, вечная жизнь и вечное царство с Господом, умершим и воскресшим.

Однако нынешний праздник содержит и другую мысль, очень актуальную в наше время. На Божественной Литургии Вербного воскресения читается праздничный отрывок святого Евангелия от Иоанна (Ин. 12: 1-18).

Перед описанием Входа Господня в Иерусалим упоминается о том, как Мария — сестра, воскрешённого Господом Лазаря, помазала ароматным миром ноги Спасителя и отёрла своими волосами. Миро это стоило огромную сумму по тем временам. Тогда апостол Иуда (предатель) стал возмущаться, зачем тратить такие деньги, когда можно их раздать нищим. Господь Сам вступился за Марию: «оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин. 12: 6-7).

Настоятель нашего храма протоиерей Виктор в проповеди после праздничной Божественной Литургии, совершённой в Крестильном храме, объяснил значение для нас священного повествования.

Неужели Иуда больше всех заботился о нищих? Нет. «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12: 6). Он сам желал поживиться с этих денег и расстроился, что не урвал свой кус. Иуда воровал деньги, которые люди давали ученикам Христовым для благотворительности. Сам, разумеется, благотворительностью не занимался.

Века прошли с того дня, но история повторяется и со всех сторон мы слышим: «Зачем Церкви золото икон и куполов, богатое убранство храмов? Пусть благотворит нищим». Это раздаются голоса великих меценатов и благотворителей? Вряд ли. Такие голоса раздавались и при жизни святителя Иннокентия Херсонского в девятнадцатом веке. И святитель, прекрасно разбиравшийся в людях, с грустью отмечал, что подобные кликуши сами никогда не благотворят нищим.

Мария принесла миро Господу, мы украшаем золотом храмы. Увы, бабушкам, пережившим войну и голод, проще дать копеечку и нищему и храму. А кто призывает к нищете и скудости? Чаще всего состоятельные люди.

Не так давно разразился скандал с дорогими часами Святейшего Патриарха. Якобы нельзя принимать церковникам дорогих подарков. А если Святейшего владыку попросил помолиться за здравие близкого родственника состоятельный человек, и произошло чудо, неужели, он не может достойно отблагодарить своего молитвенного заступника? Как можно отказаться от такого дара? Но людям, которые в чудеса не верят, этого не понять.

Как же нам достойно встретить праздник Входа Господня в Иерусалим? Только в простоте и смирении сердца. Так, как Его встречали дети. Мы уже знаем, куда держит путь Господь. Он шествует к страданиям за всех нас и смерти на Кресте.

Увидев страдания и смерть Господа в Великую пятницу в храме, мы не должны разочаровываться в своём Спасителе, как это сделали иудеи. Потому что мы твёрдо верим, что за смертью Христовой следует Воскресение и спасение всего мира. А значит, и наше общее воскресение и вечная жизнь наступят однажды, если мы будем верны Господу до конца.

Категория: