Святой и Великий Четверг

 

«Я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает»
(1 Кор. 11: 23–30).

Святой и Великий Четверг Святой и Великий Четверг Святой и Великий Четверг

Причащение Святых Тела и Крови Господних — это наивысшее Таинство Православной Церкви. Через соединение со Святыми Дарами причастник соединяется с Самим Богом. Первое Причащение верующих Господь Иисус Христос совершил в Гефсиманском саду накануне своих страданий. Эти священные события воспоминаются Церковью в богослужении Великого Четверга.

Величественны и торжественны нынешние дни. Господь Иисус Христос принимает на Себя, безгрешного и святого, грехи всего человечества и умирает, пострадав на Кресте. Эту Крестную Жертву возвещает всему миру Причащение верующих Святыми Телом и Кровью Христовыми.

Господь дал всем нам есть и пить Свои Тело и Кровь в Таинстве Святого Причастия. Это то самое Тело, Которое будет распято на Кресте, та самая Кровь, Которая будет пролита для Спасения всего мира.

Через Крестную Жертву Господь вывел людей из ада в Рай. Через Причастие этой Святой Жертве мы соединяемся со Христом, Господь входит в наше сердце и вводит нас в Царствие Небесное.

В первый раз Господь дал людям причаститься в Великий Четверг. Святые апостолы причастились Тела и Крови Христовых, с той поры Святая Церковь подаёт Святое Причастие верующим почти каждый день в году. Но самое первое Причащение останется навсегда самым памятным и особенным.

Во время Таинства Причащения — Господь совершил с учениками сначала Ветхозаветную Пасху, а затем Пасху Нового Завета. Горечь ветхозаветных праздничных блюд напоминала горечь Египетского плена народа Божиего, перед тем, как Господь освободил его. Сладость пасхальных снедей напоминает нам о сладости и радости свободы от греха и смерти, полученных нами от Бога.

Перед Пасхой мы должны пережить спасительные страдания и смерть Христовы за богослужениями Страстной Седмицы, только после этого наша радость будет безмерна. Как учит святитель Иоанн Златоуст, в этот светлый день будут праздновать и ликовать все люди: грешные и святые, постившиеся и не постившиеся.

Отец Виктор, настоятель нашего храма, сказал в проповеди, что ныне мы уже совершили малую Пасху, приняв в себя Тело и Кровь Христовы. Великий Четверг зовут Чистым, потому что мы в Исповеди и Причастии очистили свои сердца для достойной встречи Воскресшего Господа. Причастие всегда несёт в себе высшую радость. Поэтому в любые, самые суровые годы, верующие стремятся ко Причастию.

Однако не будем забывать и о том, что нельзя подходить к Святому Таинству с нечистым сердцем, чтобы не быть осужденными за поругание величайшей Святыни.

После Причащения апостолов Господь пошёл вместе с ними в Гефсиманский сад и долго молился о Чаше (См.: Мф. 26: 36–46). Эта Чаша — Чаша Его спасительных страданий, которую Господь Иисус Христос добровольно выпьет до дна для спасения всего мира. После моления о чаше Господа придут взять под стражу посланцы первосвященников и старейшин иудейских с предателем Иудой.

Так начинаются спасительные страдания Господни, воспоминанию которых посвящена вечерняя служба Великого Четверга с чтением 12 страстных Евангелий. Когда верующие слушают Евангельское повествование с зажжёнными свечами и несут их к себе домой.

Категория: