Неделя (воскресенье) Торжества Православия

 

Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!
Чин Торжества Православия

Неделя (воскресенье) Торжества Православия Неделя (воскресенье) Торжества Православия Неделя (воскресенье) Торжества Православия

Первое воскресенье Великого поста называется неделей Торжества Православия. Более тысячи лет тому назад в 843 году благочестивая императрица Феодора восстановила исповедание Православной веры на территории Византийской Империи. С той поры Православная Церковь ежегодно совершает торжество полноты православного вероучения.

В нашем храме после праздничной воскресной Божественной литургии состоялся богослужебный чин Торжества Православия.

Это особое богослужение включает в себя: чтение молитв Господу, чтобы Он всегда укреплял Свою Святую Церковь и её верных чад на пути к вечной жизни.

Все молящиеся за богослужением единодушно поют Символ Веры — краткое изложение истин Православия, которое должен знать и воплощать в жизни каждый верующий.

Далее произносится анафема — отлучение от Церкви всех ложных мнений о Боге.

Те, кто придерживаются подобных учений, не могут быть православными христианами.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) так поясняет слово «анафема»:

«Словом анафема означается отлучение, отвержение.

Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение — это значит, что учение содержит в себе хулу на Святого Духа и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи.

Когда предается анафеме человек — это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей.

Когда человек вознамерится оставить богохульное учение и принять учение, содержимое Православной Церковью, то он обязан, по правилам Православной Церкви, предать анафеме лжеучение, которое он доселе содержал, и которое его губило, отчуждая от Бога, содержа во вражде к Богу, в хуле на Святаго Духа, в общении с сатаною».

Подчас современный человек мало понимает, почему Церковь столь нетерпима к чуждым учениям.

Но как можно было бы говорить, что Православная Церковь — единственная истинная, если бы её учение содержало бы хоть одну ложь, хоть один изъян?

Чёткое и точное отрицание ложных учений, провозглашённое прилюдно — вот смысл ежегодного чтения анафем.

Далее следует торжественное провозглашение «Вечной памяти» всем умершим в единстве со Святой Церковью: православным правителям, церковным иерархам, священнослужителям и простым мирянам.

Примечательно, что на данной заупокойной молитве поминаются даже прославленные Церковью святые, что не принято делать в обычной богослужебной жизни.

Завершается общая молитва пением «Многая лета» всем, кто ныне живёт и трудится на благо Святой Церкви.

Так чин Торжества Православия молитвенно объединяёт земную и небесную части Святой Церкви Христовой.

Старец архимандрит отец Иоанн (Крестьянкин) объясняет нам, в чём заключается торжество (радость) Православия, которое мы празднуем ныне:

«Сегодня мы видим земную Церковь удрученной, отягченной многообразными бедами и скорбями (а это почти постоянное состояние Церкви Православной от дней ее основания), и кажется нам: есть ли о чем радоваться?

Но знайте, дорогие мои, Торжество Православия в Церкви будет праздноваться всегда, ибо это торжество не о видимой славе Православия, но о том единственном, что дает миру жизнь и чего не могут отнять теперь уже никакие внешние беды и никакие враги, — это торжество Божественной любви к миру и вечная жизнь мира в этой любви, этой любовью.

А для нас, для каждого из нас, остается только частный вопрос — будем ли мы с вами участниками этой Божественной любви?

Сохраним ли себя и сохраним ли для своего потомства то, что дал нам Сам Христос и что передали в чистоте Его верные последователи в Церкви?»

Знаменитый пастырь XX века митрополит Антоний Сурожский в проповеди отмечает, что мы празднуем не свою святость, не превозношение своими заслугами, а единственно ту полноту истины и Божественной любви, которую Господь открывает православным христианам в Своей Церкви:

«Да, мы все недостойны того богатства, которое нам Господь даровал и даёт изо дня в день, из часа в час в течение всей нашей жизни.

Мы немощные, но сила Божия в нас совершается. И вот это мы празднуем сегодня.

Не то, что православные люди так превосходят святостью своей жизни, своим знанием о Боге, тем, как они строят новый мир по наставлению Божию; мы празднуем то, что в Своей милости Господь нам даёт, в нашей немощи, понимать то, чего иначе понять нельзя».

Человек не в силах получить святость самостоятельно: её источник — один лишь Бог, щедро подающий Свои дары в ежедневной жизни Православной Церкви.

К такой особенной благодатной жизни — жизни в Церкви Божией призывает нас Господь.

Старец архимандрит Иоанн (Крестянкин):

«Так будем же помнить, дорогие наши, чтобы нам с вами быть истинно православными христианами, надо иметь живое и постоянное общение с Православной Церковью в ее молитвах, учении, Таинствах, надо знать свою веру, изучать ее, проникаться и жить ее духом, руководствоваться ее правилами, заповедями и уставами.

А главное — необходимо постоянно восстанавливать в себе глубоким покаянием образ истинно православного христианина по примеру святых Божиих людей, живших во все времена».

Категория: