Церковная школа — центр образовательной деятельности прихода

Доклад Ващенко Галины Семеновны — руководителя сектора церковно-приходских школ ОРОиКа Екатеринбургской Митрополии

Ващенко Г.С.

«Небрегут о детях, если захотят
только забавлять их и забавляться ими
и особенно тогда, как настанет время
более учить их, нежели забавлять их»
Святитель Филарет Московский (1782 — 1867гг.)

Зарождаясь 20 лет назад, церковные школы представляли собой скромные кружки по изучению Закона Божиего и основ православного вероучения. Постепенно кружки превратились в некоторое подобие школы. Появились системные занятия, которые проводятся на основе епархиальных, реже авторских, с учетом возрастных и других особенностей детей. Но этого мало. Цель христианской жизни — спасение души — требовала и требует от пастырей и учителей, преодолевая все немощи и нестроения, на практике добиваться единства в обучении и воспитании. Педагогам приходится, по словам Тихона Задонского, «Просвещать внутренние очи детей».

Учителя и пастыри наглядно видят, как дети начинают воспринимать и не только вероучение, но и православный образ жизни. По окончании основного курса многие выпускники не покидают школу. Это ставит перед педагогами церковных школ новую задачу — продолжить с ними занятия в других формах, с учетом возрастных особенностей и с учетом накопленного опыта. Одна из таких форм — организация молодежных групп, которые смогут объединить группы молодежи по интересам, привлечь к миссионерской и социальной деятельности. Выпускники приходских школ не только организовывают досуговую деятельность, но и активно участвуют в жизни прихода и церковно-приходской школы. Востребованность выпускников отвечает потребностям прихода и стремлению молодежи к служению. Сделаем важный вывод, образование — основной компонент возрождения приходской жизни.

Церковно-приходские школы много могут дать и семье. Приходя в школу, меняются и дети, и родители. Через постижение духовных законов, родители начинают понимать своих непростых детей, видеть в проблемах продолжение своих грехов и учатся исправлять ситуацию покаянием. Часто на приходе подростки получают первые навыки получения специальности.

Социальное служение выпускников направлено на нуждающихся в нем, но необходимо выделить и еще ряд аспектов. Во-первых, это одна из форм воспитательной работы. Во-вторых, получив навык и духовные силы, кто-то свяжет в дальнейшем свою жизнь с педагогическим служением, возможно, и социальной педагогикой. Еще больше примеров, когда дети становятся преподавателями для последующих поколений. Кто то, начав с маленьких заметок для стенгазеты, становится журналистом. Поэтому на приходе должно быть разнообразие воцерковления через многие формы.

И все же на фоне всего спектра приходской жизни приоритет образования должен быть выдержан. Получив навыки, выпускник должен быть уверен в дальнейших возможностях образования. Уже в 2000 году на одной из епархиальных конференций обсуждался вопрос о том, как перейти от Воскресной школы к непрерывному приходскому образованию. Следует отметить, что совершенно не используется возможность работы с православными людьми, поступающими в обычный ВУЗ, чтобы они узнали о просветительской работе в этих ВУЗах. Нам этого не хватает.

Православие это путь, по которому нужно идти всю жизнь. Воскресная школа — это интересно, хорошо, это — перспектива в жизни! Необходимо повышать статус Воскресных школ! Для этого необходимо активизировать информационную политику, улучшить условия работы школы. Важно чтобы освобожденный завуч занимался школой ежедневно, это позволит вывести ее на новый уровень, наладить работу с педагогическими кадрами.

Самое главное в развитии школы — это работа над содержанием образования. Работа с родителями является предметом особой заботы прихода. При правильной постановке работы школы деятельность ее свидетельствует сама за себя. Положительно влияет на авторитет школы и взаимодействие с государственными учреждениями: общеобразовательными, социальными и т. д., а также, создание молодежных братств, организация внеклассных мероприятий, летних лагерей.

Церковная школа добровольно берет на себя просветительские функции. Эта практика требует вложений со стороны прихода, самоотдачи педагога, неотпустительного духовничества, всестороннего внимания к детям. Т. к. вероучительные дисциплины преподаются не в отрыве от жизни, а в единстве с ежедневной жизнью ребенка, то это способствует воцерковлению всей жизни человека, юного ли, взрослого ли.

IV межепархиальный семинар преподавателей Воскресных школ по проблеме «Особенности организации и воспитательной работы со старшеклассниками в Воскресной школе»