Зачем православным иконы?

21 октября Православная Церковь празднует память святых отцов VII Вселенского Собора, защищавших православное учение о почитании святых икон.

VII Вселенский Собор | Фото с сайта www.logoslovo.ru

В современном мире всё чаще поднимается вопрос: зачем нужны иконы? Многие, даже христианские, конфессии давно отказались от икон. В самом деле, как можно изображать невидимого Бога? Бога, Которой сказал пророку Моисею на горе Синай: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33: 20)?

Те, кто поначитаннее, вспоминают фразу Священного Писания: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1: 18), но стоит продолжить эту фразу святого апостола Иоанна Богослова до конца, и всё сразу станет ясно. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1: 18).

Приход в мир Сына Божия нашего Спасителя Господа Иисуса Христа сделал возможным изображение Бога. Бог воплотился и люди Его увидели, Бог воплотился и теперь Его можно изображать. Эта мысль является общей для всех святых отцов, говоривших о святых иконах.

Иконы — это святое напоминание о приходе в мир Спасителя — Его вочеловечения. В тексте богослужения дня святых отцов VII Вселенского Собора подробно объясняется, зачем православные христиане пишут иконы, изображая Бога, Пресвятую Богородицу и святых. Для удобства читателя приводим параллельный перевод с сайта Православная энциклопедия Азбука веры:

Хотяй Всещедрый Бог нас воздвизати присно / к памяти совершенней Своего вочеловечения, / подлог сей предаде человеком, / шароделаньми икон честный возображати зрак; / яко да сия во зрениих видяще, / веруем, яже словом слышахом, / разумеюще яве деяние и имя, / начертание и страдания святых мужей, / и Христа Венцодавца, / венцы подающа святым, страдальцем же и мучеником. / Ихже ради яснейше истинную веру держащи, Церковь лобызает икону вочеловечения Христова. Всемилосердный Бог, / всегда желающий нас побуждать / к совершенной памяти Своего вочеловечения, / передал людям этот способ: / через писание красками икон / воспроизводить досточтимый образ; / чтобы его перед очами видя, / мы веровали тому, что в слове слышали, / познавая ясно деяния, и имя, / облик и подвиги святых мужей, / и Христа, венцов Подателя, / венцы подающего святым, / подвижникам и мученикам. / Благодаря им ныне Церковь, / еще определеннее веры истинной держась, / лобызает икону вочеловечения Христова.

Иконы помогают помнить о Боге, священных событиях, наглядно изображая то, во что мы веруем. Содержание православной иконы настолько глубоко, что верующий, глядя на неё всегда может иметь богатую пищу для размышлений о Боге.

Кроме того молиться гораздо удобнее, видя перед собой изображение Того, к Кому обращена молитва. Это очень понятно современному человеку, общающемуся при помощи переписки во всемирной сети Интернет, когда люди используют фото или иную картинку, которую хотят отождествлять с собой.

В день памяти святых отцов Вселенского Собора, посвящённого почитанию икон, неслучайно чтение отрывка Евангелия о святом апостоле Фоме. В нём говорится о том, как Господь явился Своим ученикам после Воскресения, но Фомы не было среди них. Святой не поверил в то, что Господь воскрес, пока не вложил палец в отверстия от гвоздей на Его руках, пока не осязал рукой след от копья в рёбрах Господа. После этого святой апостол воскликнул от всего сердца: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 28)

Воскресшего Господа, Которого можно осязать, можно и изобразить для молитвы. Видя Господа, апостол Фома обрёл веру. Смотря на иконы, обретаем веру все мы, особенно через чудеса, происходящие, благодаря чудотворным иконам.

Церковь прославляет святых VII Вселенского Собора такими словами:

Великих честей сподобистеся на земли, / Небомудрении святии, / яко Христово изображение любезно почтосте. / И ныне сень отложивше, и покрывало плоти, / самолично Сего в Лице зрите, / и больших сподобляеми. Великих почестей удостоились вы на земле, / небесный ум стяжавшие святые, / ибо Христово изображение почтили, как надлежит. / И ныне тень отложив и покрывало плоти, / самолично видите Его Лицо, / и большего сподобляетесь.

Смысл этих слов в том, что святые, достойно почтившие изображение Господа Иисуса Христа при жизни, ныне всегда видят Господа на Небесах. Немощь человеческого тела не позволяет видеть Бога при жизни, но после смерти святым ничего не мешает узреть Бога своим духовным зрением.

И нам следует всегда с верой и надеждой прибегать к благодатной помощи святых икон, потому что через них Сам Господь помогает своим верным чадам. Смотря на иконы, мы будем больше думать о Боге, вспоминать важные события из жизни святых, подражать им в трудных жизненных обстоятельствах, а если мы всегда будем думать о Боге, то и Господь помянет нас в Своём Небесном Царстве (Лк. 23:42).

Категория: