Зачем нам Рождество Христово и как его праздновать?

Рождество Христово — праздник прихода в мир Господа Бога и Спасителя Иисуса Христа. Для чего Бог пришёл к людям? Почему святая Церковь празднует Его рождение? Как правильно проводить праздничные дни святок? Все эти вопросы можно и нужно задавать в святые рождественские дни.

Рождество Христово | Фото с сайта Kavkaz-uzel.ru Свт. Иоанн Златоуст | Фото с сайта Pravoslavie.ru Св. прав. Иоанн Кронштадтский | Фото с сайта Pravmir.ru Свт. Иннокентий Херсонский | Фото с сайта Zakonbozhiy.ru Свт. Тихон Задонский | Фото с сайта Saint-fathers.ru Свт. Амвросий Медиоланский | Фото с сайта Pravmir.ru Свт. Лев Великий | Фото с сайта Mpda.ru Свт. Феофан Затворник | Фото с сайта Orthodoxy-book.ru

Лучшие ответы на эти и многие другие вопросы знают святые люди. Те, кто при жизни были ближе к Богу. Те, кто по смерти вечно живут с Ним в Раю. Святая Церковь бережно хранит их слова и мысли для того, чтобы все мы могли жить правильно, свято, быть вечно счастливыми вместе с Тем, Кто один только и может дать вечное счастье.

Что такое Рождество? Это великое чудо. Когда Бог «делается человеком, не переставая быть Богом» (Свт. Иоанн Златоуст). Только христианам открыта эта великая Истина: Иисус Христос — это Бог и Человек. Понять это совершенно невозможно, верить в это совершенно необходимо.

Для чего Бог стал Богочеловеком? Чтобы спасти погибающих и воскресить погибших, чтобы рабов греха сделать Своими детьми и наследниками. «Для того, чтобы нас земных сделать небесными, грешных — святыми; чтобы от тления возвести к нетлению, от земли — на небо, от рабства греху и дьяволу — в славную свободу чад Божьих, от смерти — к бессмертию; чтобы нас сделать сынами Божьими и спосадить на престол как царских детей» (Св. прав. Иоанн Кронштадский).

Таким образом «Нравственная мысль сего праздника та, что, как Сын Божий для спасения нашего благоволил родиться на земле, так и человеку для той же цели должно переродиться» (Свт. Иннокентий Херсонский).

Каждый человек на земле страдает от грехов, болезней и самого страшного — смерти. «От каких зол не страдает падший род человеческий! Страдает от тьмы в уме, от злости в воле, от нечистоты и томления в сердце, от болезней и смерти в теле» (Свт. Иннокентий Херсонский).

Смог ли кто-либо до или после Христа освободить людей от всего этого? «Для этого нет на земле ни в ком и нигде средства. Видели мудрецов: они или плакали, или смеялись над бедствиями человечества, а бедствия остались. Встречали законодателей: они ставили преграды против потока зла; преграды одна за другой пали, а ужасный поток растет и ширится. Радовались появлению друзей человечества: они освещали всеобщий мрак некоторыми лучами отрады, но, по кратком мерцании, тьма воцарялась снова. Все было испытано, и все осталось тщетным!» (Свт. Иннокентий Херсонский).

Само имя Иисус значит Спаситель, Который пришёл в мир и спас людей от греха, проклятья и смерти. Спасение реально. Вечная жизнь реальна. Но что делать, чтобы спасение не прошло стороной? Чтобы Спаситель родился не напрасно для каждого из нас? Нужно очищать тело и душу, очищать саму жизнь, потому что грех отталкивает от нас Святого Бога.

В дни Рождества Христова каждый должен спросить себя: «Спасение мира может ли принадлежать нам?» Оно может принадлежать лишь тем, кто всю жизнь употребляет на очищение себя с помощью Божией. «Это — необходимое условие спасения; явленного в Сыне Божием; без сего Сам Господь не может и не возможет спасти нас. Развращенное, нераскаянное сердце есть такая тяжесть, которой и Всемогущество Его не может поднять на высоту. Будем ли жаловаться на сие? Сетовать о том, что нам невозможно взять с собою на небо земли, внести в рай и наших идолов? Но это было бы сетование о невозможном. Таким образом из самого неба сделался бы ад. Если бы чудом милосердия грешник неочищенный и преставлен был в рай, то не нашел бы там ничего райского. Новость предметов и места изумила бы его на время; но сердце и чувственность вскоре потребовали бы сродной себе пищи, а ее нет там и быть не может. Голод и жажда, отсюда происшедшие, составили бы адское мучение среди самого рая» (Свт. Иннокентий Херсонский).

Как бы не пугала нас истина, она есть и будет всегда: «Каждый сам из себя уже образует или рай, — если имел в себе семена рая на земле, или ад, — если дал место в себе пламени адскому, еще будучи в теле. Посему то, братие, все священные писатели, все пророки и апостолы ничего так часто и так сильно не внушают людям, как стараться об очищении своего духа и тела. Без этого снисшествие на землю Сына Божия и все средства благодатные не принесут пользы; без этого самые блага небесные не доставили бы отрады бедной душе грешника» (Свт. Иннокентий Херсонский). Образно говоря, живущие во грехе — «мертвецы непогребенные, одной ногой по земле, а другой во вратах адовых ходящие» (Свт. Тихон Задонский).

«Что же от нас, братья, требуется, чтобы воспользоваться всей благодатью, принесённой нам свыше на землю Сыном Божьим? Нужна, во-первых, вера в Сына Божия, в Евангелие или в спасительное небесное учение; истинное покаяние во грехах и исправление жизни и сердца; общение в молитвах и таинствах; знание и исполнение заповедей Христовых. Нужны добродетели: христианское смирение, милостыня, воздержание, чистота и непорочность, простота и незлобие сердца» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский).

С чего начать свой путь на Небо ко Христу? С малого — с наших мыслей.

«С чего начинается обыкновенно наше развращение? С худых мыслей. С мыслей должно начаться и наше исправление. Непрестанные мысли о земном и плотском губят нас; частое размышление о небесном и духовном может спасти нас. Что легче мысли? Между тем, часто повторяемая, мысль много значит. Как телесное зрение наше принимает даже цвет тех предметов, на которые мы долго смотрим, так бывает и с очами сердца. Начни чаще мыслить о Боге и Его совершенствах, о душе и ее предназначении, о вечности, о совести, о безобразии греха и красотах добродетели — из благих мыслей скоро появятся благие желания; эти желания, по крайней мере некоторые, перейдут в действия; из повторяемых действий образуется навык к добру; а там, — от действия благодати Божией, явится и сердце новое и новая жизнь» (Свт. Иннокентий Херсонский).

Святитель Амвросий Медиоланский учит, что лучше всего подарить Господу в праздник Его Рождества: «Кто искреннее любит Христа, пусть светлее украсит себя соблюдением Его заповедей, дабы Он видел, что мы истинно в Него веруем, являясь в таком великолепии во время торжества Его и тем больше бы радовался, чем более зрел бы в нас чистоты духовной». Наша святость — для Бога радость.

Совершая праздник Рождества, мы радуемся. Но радость наша будет ещё полнее, если мы сможем порадовать окружающих, особенно нищих и нуждающихся. Это принесёт пользу в первую очередь нам, потому что нуждающиеся — это лучшие молитвенники о нас Богу.

«Бедный, благословляя Господа, оказывает пользу тому, при содействии коего благословляется Господь. Ибо как писание говорит: горе человеку тому, чрез которого имя Господа хулится; мир человеку тому, чрез которого благословляется имя Господа Спасителя нашего. Заслуга благотворителя такова, что он в доме своем оказывает милость один, а в церкви устами многих умоляет Господа, и чего сам бы не осмелился иногда просить у Бога, то, по ходатайству многих, получает неожиданно» (Свт. Амвросий Медиоланский).

Каждый из нас должен напоминать себе, что «в истине тебя будет судить Тот, Кто в милосердии тебя спас» (Свт. Лев Великий), «ведая это, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый Праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие-нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога» (Свт. Феофан Затворник).

Таким образом, лучший дар родившемуся Христу — святость, лучшая радость в праздничные дни — радость о всём добром и святом. Самое маленькое добро не останется незамеченным у Бога. Порадуем Его мы, и Он даст нам радость и счастье вечной жизни.

«Принесем добродетели, брат и сестра, в дар Родившемуся ради нашего спасения вместо злата, ладана и смирны, которые принесли Ему волхвы, как Царю, как Богу и как Человеку, пришедшему на смерть за нас. Это будет приятнейшая от нас жертва Богу и Младенцу Иисусу Христу. Аминь» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Категория: