Воскресение святого апостола Фомы

 

О доброе неверие Фомино, верных сердца в познание [Бога] приведе, и со страхом возопи: Господь мой и Бог мой, слава Тебе!
Праздничное песнопение

Пение величания Торжественное изнесение святого Евангелия Благословение верующих Прихожане лобызают святое Евангелие Помазание освящённым елеем Пасхальный крестный ход Крестный ход Пономарь с трисвечником

Кто такой неверующий Фома? Почему Православная Церковь почитает его как великого святого, а его неверие называет святым неверием? Почему в честь его сомнений установлено празднование не в будний день, но в первое воскресение после Светлого Воскресения Христова — Пасхи. На эти вопросы призвана ответить данная статья.

«Фома неверующий» — устоявшееся выражение русского языка, указывающее на человека, который отказывается верить в известные всем факты. Выражение несёт яркую негативную оценку. Почему же мы празднуем память апостола Фомы? Кто это такой?

Святой апостол Фома — один из 12 ближайших учеников Господа Иисуса Христа.

Когда Господь воскрес и явился апостолам, святой Фома не был в числе прочих. Встретившись со всеми, он отказался верить в Воскресение Христово, пока не увидит ран на теле Господа и не потрогает их руками.

Прошло время, Сам Господь явился святому, позвал его к Себе и показал раны. В ответ Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).

Почему подобное неверие, порицаемое в устной речи, прославляется Церковью? Потому что его источник — горячая любовь святого к Спасителю.

Услышав от других учеников радостные возгласы о Воскресении, апостол Фома подумал, что им, утомлённым горечью утраты и болью от созерцания поругания и смерти Наставника, могло привидеться явление воскресшего Спасителя.

Он не хотел запятнать светлую память Учителя, поддавшись этому чувству. Фома хотел спокойной, твёрдой уверенности.

Господь видел это, лично удовлетворил просьбу святого, и апостол Фома поверил.

Такое неверие в песнопениях праздника именуется святым. Потому что оно ищет твёрдой основы для веры, обретая её, бережно хранит веру, навсегда отбросив сомнения.

Таково ли неверие вокруг нас? Нет. Это неверие другого рода. Это безверие фарисеев, которые требовали чудес от Господа, и Он не давал им чуда, потому что видел, что чудеса останутся напрасными.

Такому неверующему человеку бесполезно что-то доказывать, он всё равно отречётся от Истины.

Неверие же апостола Фомы послужило твёрдым доказательством Воскресения Христова последующим поколениям верующих.

В заключение повествования о явлении воскресшего Господа святому апостолу Фоме Евангелие приводит слова Спасителя: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29).

Этими словами Господь прославляет всех тех, кто верует в Воскресение Христово после проповеди Его учеников — святых апостолов и их приемников.

Две тысячи лет православные христиане веруют в Спасителя Господа Иисуса Христа, не видев Его, не беседовав с Ним, как это делали Его святые апостолы. Но это нисколько не ослабляет веры. Христиане общаются с Богом через молитву, получают наставления от Божественного Учителя через чтение Священного Писания, соединяются со Христом в Таинствах Святой Церкви.

Мы не видим Господа, но верим, что Он будет с нами до конца времён.

Категория: