Воскресенье об исцелении скорченной женщины

 

«Любя исключительно себя самого, человек не любит ни Бога, ни человека. Он не любит человека даже в себе самом. Он любит лишь свое мнение о себе, свой самообман. Если бы он любил человека в себе, то в то же время он любил бы в себе и образ Божий и вскоре стал бы боголюбивым и человеколюбивым. Ибо он искал бы и в других людях человека и Бога, предметы своей любви. Но самолюбие вообще не является любовью — оно есть отречение от Бога и презрение к людям, явное ли или тайное». Святитель Николай Сербский

Нынешнее воскресное богослужение посвящено чуду исцеления Господом скорченной женщины. Восемнадцать лет она страдала каждый день от своего ужасного недуга, но продолжала любить Бога и людей, посещая синагогу. Господь Иисус Христос знал это и Сам подозвал её, чтобы неожиданно исцелить. Женщина стала славить Бога. Но тут же рядом со светлым Божиим чудом мы видим чёрное чудо человеческой злобы.

Фото с сайта pravoslavie.ru

Начальник синагоги закрывает глаза на удивительное Божественное чудо и упрекает всех вокруг. Он считает, что исцеление — это работа, а работать в субботу — священный день иудеев нельзя. Возле него Бог совершает чудеса, которые навсегда останутся в истории рода людского, а фарисей как бы не видит, хотя должен по своему чину первым славить Господа. Разве не чудо? Чёрное чудо людской злобы!

Бог показывает пример любви, пример Своей заботы. Его не просили об этом чуде. Он Сам пошёл навстречу благочестивой женщине. Это напоминание для всех: когда мы страдаем, Бог не забывает нас. Он видит, как мы проявляем себя в бедах. И если сохраним чистым сердце и твёрдым дух, наградит нас с избытком!

Так и произошло с женщиной. Она не отреклась от Бога и людей, как делают многие во время искушений, бросая всё и всех и уходя. Она исправно ходила к людям в синагогу. Она не завидовала чужому здоровью. И получив исцеление, не стала упрекать Бога за 18 лет ожидания спасения. Женщина в простоте сердца начала хвалить и славить Бога.

Но безумный фарисей не радовался вместе со спасённой. Он не поддержал общего ликования от чуда. Он показал своё чёрное чудо злобы. Вместо хвалы Богу, он хочет упрекнуть Спасителя. Но боится. Вместо этого он упрекнул всех спасённых Господом людей: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний».

Господь говорит ему самое страшное: «Лицемер». Страшно услышать о себе такое из уст Божиих. Это приговор всей жизни. Фарисей по наружности делает вид, что всю жизнь посвятил Богу, а на деле наоборот. То есть все его усилия выглядеть набожным, вся его деятельность и судьба принесли только вред.

«Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13:15-16)

Скот важнее для фарисея, чем люди! Разве это не признак скрытой ненависти? А кто людей не любит, разве Бога может любить? Нет. Фарисей только себя любит. Любит почёт и уважение к своему чину.

Но Бог всё видит и показывает пример настоящей любви. Святитель Николай Сербский подчёркивает, что никакие должности и даже кровное родство с праведниками былых времён не принесут пользы без чистого сердца, полного любви, как у исцелённой женщины:

«Он называет ее дочерью Авраамовой! Этим Он хочет не только подчеркнуть ценность живой человеческой души вообще, в сравнении с бессловесными тварями, каковыми являются вол и осел, но и показать, насколько сия скорченная и связанная женщина выше лицемерного начальника синагоги.

Что она была благочестивой и богобоязненной, видно, во-первых, из того, что, несмотря на свой страшный недуг, она старалась приходить в синагогу — слушать слово Божие и молиться Богу; а во-вторых, еще и из того, что, исцелившись и выпрямившись, она тотчас стала славить Бога.

Так и праотец Авраам был благодарен Богу за всякое благо и терпелив в страданиях, нисколько не ослабевая в своей вере в Бога. Таким образом, она является истинной дочерью Авраамовой, не только по крови, но и по терпению и набожности».

Давайте возьмём пример любви Господа к людям, возьмём пример терпения и набожности исцелённой женщины. И ужаснёмся примеру фарисейской злобы! Будем помнить, что Закон Божий нам дан на добро, а не для искажения в свою угоду.

«С нами такого никогда не случится!» — может подумать любой из нас. Увы! Когда мы отказываемся сделать доброе дело, оправдывая себя: в воскресенье работать нельзя, на большие церковные праздники работать нельзя. То мы повторяем фарисейское заблуждение.

Когда мы отказываем в милостыне нищим, считая их недостойными, говоря: сам виноват, что докатился до такой жизни, брезгливо воротя нос, мы также можем попасть под суд над лицемерами.

Поэтому не будем кичиться своей верой, своей набожностью. Будем каждый день работать над любовью к людям и Богу. Настоящая любовь не берётся из ниоткуда — это плод многолетних усилий, труда и молитв. И Господь, видя такую любовь, воздаст за неё удивительными чудесами. Главное из которых — вечная счастливая жизнь с Богом и всеми святыми в Раю.

Категория: