Успение Пресвятой Богородицы

 

В рождестве девство сохранила eси, / во успении мира не оставила eси, Богородице, / преставилася eси к животу, Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Тропарь праздника трижды, глас 1

При рождестве Ты сохранила и продолжаешь хранить девство /, во Успении (смерти) мира не оставила и никогда не оставляешь, о Богородица, / Ты перешла к жизни и вечно жива как Матерь Истинной Жизни, / и Твоими молитвами избавляешь от смерти наши души.

Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы

28 августа — традиционная дата празднования Успения Пресвятой Богородицы. Почему день смерти Пресвятой Богородицы — радостный и светлый праздник Православной Церкви? Почему православные христиане не скорбят, а веселятся над гробом Матери Божией? На эти вопросы призвана ответить данная статья.

Необычайное отношение Церкви к смерти Пресвятой Богородицы чувствуется уже в названии праздника: кончина Божией Матери сравнивается с мирным и спокойным сном — успением, поэтому и назван он Успением, а не Смертью.

По окончании праздничного богослужения настоятель храма протоиерей Виктор обратился к собравшимся на празднике верующим с проповедью, в которой ответил на вопросы о сущности нынешнего торжества.

Умирая, современные люди испытывают страх перед смертью. На похоронах ужасная гримаса смерти искажает лицо не только покойного, но и всех собравшихся у его гроба.

Мысли о дорогостоящих похоронах, разлуке с близкими, незавершённых делах, потере красивого тела и богатства отравляют и без того горестные последние минуты земной жизни большинства современных людей.

Умирающий боится своей кончины ещё и потому, что догадывается о суровом ответе за грехи, который потребует с него Господь.

Или же он сомневается в том, что за гробовой чертой его вообще что-то может ожидать.

Всегда ли было так? Или смерть может быть иной?

Так было не всегда. Даже древние язычники твёрдо верили в загробную жизнь.

Кельты со всей серьёзностью договаривались о возврате долга через годы после смерти, античные греки бесстрашно погибали в битвах, надеясь на вечное счастье в чертогах небесной воительницы Афины.

Ещё более твёрдо верили в вечную жизнь православные христиане.

Мученики радовались, умирая, потому что знали, что идут навстречу Тому, ради Кого они жили, страдали и теперь принимают свою кончину.

Тем более надлежало радоваться о смерти Пресвятой Богородице, идущей в вечную обитель к Своему Сыну Господу Иисусу Христу.

Однако апостолы, расставаясь с Пречистой Богородицей, приуныли и начали скорбеть. Чтобы утешить их, Господь явил всем видение, как Он в окружении ангелов возносит душу Своей Матери на Небо.

Каждый православный христианин может наглядно лицезреть на иконе праздника этот эпизод Священной Истории Церкви.

Тогда апостолы с благоговением погребли тело Божией Матери.

Отчего мы скорбим, а святые радуются, умирая?

Ещё одна причина — наша совершенная неготовность к смертному часу.

А Пресвятая Богородица подготовила Себя заранее Своей безгрешной жизнью, как по Её примеру делали все святые. Божия Матерь помолилась Сыну, чтобы проститься со всеми близкими учениками Христовыми перед кончиной.

Господь исполнил благое желание Своей Матери: все ученики, кроме апостола Фомы простились с Ней.

Но и святой апостол Фома опоздал ко гробу не случайно. По его просьбе на третий день ученики открыли гроб, но тела Небесной Владычицы там уже не было.

Святая Церковь верит, что Господь воскресил Свою Матерь и взял Её к Себе на Небо с телом, подобно тому, как Господь Сам вознёсся на сороковой день после Пасхи.

Некоторые святые отцы даже повествуют о явлении воскресшей Богородицы святым апостолам.

Поэтому неудивительно, что верующий народ дал празднику Успения имя Богородичной Пасхи.

Как и Её Пресвятой Сын, Богородица не оставила нас, как ныне поётся в церковном песнопении: «Во Успении мира не оставила еси» (точный смысл фразы в переводе с церковно-славянского языка «во Успении (то есть в Смерти) не оставила и стой поры никогда не оставляешь).

Поэтому горячо любимый народом праздник учит каждого православного христианина надлежащему отношению к смерти как долгожданной встречи со Христом, подготовка к которой и должна составлять всё содержание человеческой жизни.

Категория: