Страсти Христовы

Фильм о событиях, составляющих сущность и смысл богослужений Страстной Седмицы. Попытка детально воссоздать последние двенадцать часов из жизни Иисуса Христа...

Попытка детально воссоздать последние двенадцать часов из жизни Иисуса Христа. Действие начинается в Гефсиманском саду, куда Иисус пришел помолиться после тайной вечери. Иисус сопротивляется искушениям, которым подвергает его сатана. Преданный Иудой Искариотом, Иисус арестован.

Его приводят назад в Иерусалим, где предводители фарисеев обвиняют Его в богохульстве, и суд над Ним завершается смертным приговором. Иисуса приводят к прокуратору Иудеи Пилату, который выслушивает обвинения, выдвинутые фарисеями. Поняв, что речь идет о политическом конфликте, Пилат передает дело царю Ироду.

Ирод отсылает Иисуса обратно к Пилату, и тот предлагает толпе сделать выбор между Иисусом и разбойником Варравой. Толпа выбирает: свободу Варраве и смерть Иисусу. Иисуса передают римским солдатам и подвергают бичеванию.

Обезображенного до неузнаваемости Его снова приводят к Пилату, который показывает его толпе, словно говоря: «Разве этого недостаточно?» Толпе недостаточно. Пилат умывает руки и приказывает сделать так, как желает толпа. Иисусу дают крест и приказывают пронести его по улицам Иерусалима до самой Голгофы.

На Голгофе Иисуса распинают, и он проходит через последнее искушение: страх, что Его Отец покинул Его. Он преодолевает этот страх, смотрит на Свою мать Марию и произносит слова, которые может понять до конца только Она: «Свершилось».

Режиссер: Мэл Гибсон

В ролях: Джеймс Кэвизел, Майя Моргенштерн, Христо Дживков, Франческо-Де Вито, Моника Беллуччи, Маттиа Сбраджа, Тони Берторелли, Люка Лионнелло, Христо Шопов, Клаудия Джерини.

Православное видео на портале «Азбука веры»

Профессор А.И. Осипов о фильме «Страсти Христовы»

Алексей Ильич Осипов, доктор богословия, профессор Московской духовной академии и семинарии.

Православное видео на портале «Азбука веры»


Иерей Павел Гумеров, клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы:

Помню, когда на экраны вышел фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», на многих, особенно нецерковных людей он произвел огромное впечатление.

Один мой знакомый пошел смотреть эту картину в кинотеатр, а после рассказывал, что молодежь, которая как всегда перед сеансом заготовила поп-корн и разные напитки, чтобы приятно провести время, до самого конца фильма не смогла съесть ни крошки.

Все в оцепенении просидели молча весь сеанс. Известны случаи прихода к вере, крещения людей после просмотра этого фильма. За рубежом были случаи, когда люди, много лет назад совершившие преступления, и ушедшие от наказания, каялись и приходили сдаваться в руки правосудия. Такое впечатление на них произвели события Страстной седмицы, описанные в картине. Они осознали: какая страшная жертва принесена за нас, и как велики были страдания Христовы.

Но Гибсон, как католик, конечно, сделал главный акцент на человеческих страданиях Спасителя. Это вообще особенность католической доктрины «компассио», то есть сострадание. Переживание вместе со Христом, Его мучений, как Человека. И поэтому западное церковное искусство настолько натуралистично и реалистично. Пот, кровь, истерзанная плоть Господа, в фильме представлены очень реально.

Но нам, православным дано гораздо большее. Любой верующий, который молится на службах Страстной недели, может испытать гораздо большее потрясение и переживание, чем после просмотра «Страстей Христовых». И это переживание будет совсем другого, духовного характера. Нам дано представить и увидеть величие Жертвы. Не просто сострадание к избитому и распятому человеку появляется в нашем сердце, а священный трепет перед Творцом вселенной, Который из любви к нам висит сейчас на кресте.

И, конечно, любовь и благодарность распятому за нас Богу. «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый…» И в нашей православной службе, в наших песнопениях Жертва Христова предстает во всем ее величии. И поэтому, когда в Великую пятницу после проповеди, прихожане подходят прикладываться к плащанице, у многих в глазах стоят слезы.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма великомученицы Татианы при МГУ:

Людям верующим этот фильм посмотреть будет небесполезно хотя бы потому, что иногда красота православного богослужения и его глубина (верно воспринимаемые лишь теми, кто прилагает к этому должное усилие) оставляют за скобками реальность страданий Господа, которые Он претерпел ради всех нас. И несколько избыточная телесность «Страстей Христовых» Мела Гибсона напоминает нам об этом, также помогая не забывать, что Спаситель был не только истинный Бог, но и истинный Человек, для которого страдания были такими же, как и для любого представителя человеческого рода.

Человеку же нецерковному фильм может показать, что в этой жизни есть что-то поважнее комфорта, а в ожидании Пасхи — нечто более глубокое, чем ожидание разговения, куличей и прочих малых радостей этого праздника. Более того, картина Мела Гибсона способна всем нам показать, что задумываясь о христианстве, стоит сосредоточиться не на дрязгах современной жизни, но на той Истине, которую проповедовал Сам Христос. Истине, доказанной жизнью, смертью и Воскресением Спасителя.

Источник: Петропавловско-Булаевская епархия

Категория: