Положение о церковно-приходской воскресной школе Петропавловской и Булаевской Епархии

Общие положения

1. Настоящее положение регулирует порядок создания церковно-приходской воскресной школы, определяет ее цели и задачи, отражает ее внутреннюю структуру, условия и содержание деятельности.

2. Данное положение вводится в действие с момента его утверждения Правящим Архиереем Петропавловской и Булаевской епархии Московского Патриархата, именуемого в дальнейшем Архиереем, и действует в течение всего времени до его изменения, дополнения или отмены Архиереем.

3. Настоящее положение составлено на основе Указов и расположений Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, рекомендаций Синодального Отдела религиозного образования и катехизации.

Правовое положение школ

1. Церковно-приходская воскресная школа, именуемая в дальнейшем Школа, является составной и неотъемлемой частью прихода, прозванная организовывать православное образование и содействовать воцерковлению детей и взрослых.

2. Школа должна действовать при каждом приходе Епархии, независимо от количества прихожан, постоянно посещающих храм, и лишь в исключительных случаях она может быть создана как межприходская.

3. Школа находится в ведении Епархиального Отдела религиозного образования и катехизации Петропавловской и Булаевской Епархии, именуемого в дальнейшем ЕОРОиК. Школа обязана ежегодно и своевременно предоставлять ЕОРОиК полную информацию о своей деятельности и качественном состоянии за подписью настоятеля прихода и руководителя (директора) Школы. ЕОРОиК взаимодействует со Школой непосредственно, а также через помощников благочинных в сфере религиозного образования в благочинии.

4. Деятельность Школы осуществляется в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, постановлениями Священного Синода, указами Святейшего Патриарха, распоряжениями Архиерея, циркулярами ЕОРОиК и данным Положением, изменениями и дополнениями к нему, утверждённых Архиереем.

Цели и задачи школы

1. Обучение в Школе является начальной формой религиозного образования, посредством которого у детей и взрослых пробуждается произволение к личному воцерковлению.

2. Главной целью Школы является приобщение детей разного возраста, молодёжи и взрослых к литургической жизни прихода, усвоение церковных знаний и обретение навыков и опыта церковной жизни.

3. Основными принципами устроения Школы являются принцип христоцентричности и принцип экклезиоцентричности.

3.1. Принцип христоцентричности заключается в том, чтобы помочь учащимся стать сознательными, деятельными христианами и обрести личностные отношения со Христом Спасителем.

3.2. Принцип экклезиоцентричности заключается в том, чтобы помочь каждому верующему человеку стать живым членом Церкви Христовой; между преподавателями, учащимися (родителями учащихся) должен совершаться постоянный труд по обретению церковного единодушия.

4. Школа должна налаживать взаимодействие с семьёй в жизни прихода.

5. Конкретными задачами Школы являются:

  • формирование православных представлений о Боге, миру и человеке;
  • воспитание благоговейного отношения к святыне;
  • вырабатывание навыка регулярного чтения Священного Писания, изучение Евангелия и его святоотеческих толкований;
  • разъяснение Символа Веры;
  • разъяснение и помощь в усвоении догматов Церкви и Священного Писания Ветхого и Нового Завета в духе святоотеческой традиции;
  • изучение церковной истории, в т. ч. истории Русской Православной Церкви;
  • разъяснение учащимся содержания и смысла церковного богослужения, научение сознательному участию в литургической жизни Церкви, помощь в подготовке к церковным таинствам;
  • обучение молитве церковной и домашней;
  • воспитание учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни;
  • объяснение понятия греха и добродетели;
  • разъяснение нравственных ценностей и их приложений к современной жизни;
  • воспитание любви к своей Родине, изучение ее истории;
  • воспитание чуткости к членам семьи и ближним, умения проявлять терпение и заботу о них, воспитание навыка милосердной заботы о больных и бедных;
  • приобщение к церковному искусству;
  • формирование у учащихся православного отношения к сокровищам культуры;
  • формирование у учащихся православного отношения к не православному окружению;

Порядок открытия школы

1. Подготовка к открытию Школы начинается с момента регистрации прихода. Ответственность за подготовку к открытию Школы возлагается на настоятеля прихода и Приходской совет.

2. Для аттестации школы в ЕОРОиК настоятель составляет и предоставляет Письменном виде основные сведения о ней (о руководителе школы, духовнике, преподавательском составе, перечне предметов или кружков, месте и времени проведения занятий, числе учащихся, числе возрастных групп и др.)

3. При Школе должна быть организована библиотека (или отдел в приходской библиотеке).

Типы воскресных школ

По содержанию и формам деятельности выделяются 3 типа воскресных школ.

1. Церковно-приходская школа. В ней присутствует обязательное преподавание вероучительных и церковных дисциплин как основных предметов. Кружковые занятия могут проводиться в зависимости от наличия педагогических кадров, от состава учащихся, от района города.

2. Социально-образовательные приходские структуры, деятельность которых включает в себя различные формы попечения: воскресные школы в детских домах, приютах, тюрьмах, социально-реабилитационных, профилактических центрах.

3. Церковно-приходская школа смешанного типа. Деятельность такой школы включает в себя различные элементы вышеозначенных типов школ.

Дополнительные формы деятельности школы

1. На базе Школы могут быть созданы духовно-просветительские центры, клубы и объединения.

2. Школа может осуществлять культурно-просветительскую, концертную, издательскую, паломническую деятельность, а также деятельность, связанную с социальным и миссионерским служением Церкви.

3. Важным направлением в деятельности школы является организация летнего времени учащихся: занятий, отдыха, труда, паломничеств; создание семейных, детских, молодёжных летних лагерей.

4. По решению Педагогического Совета Школа имеет право организовывать деятельность различных мастерских для учащихся и распространять продукцию, изготовленную учащимися.

Организация деятельности школы

1. Внутренняя структура, руководство и управление

Руководство Школой осуществляется настоятелем, духовником Школы и директором (руководителем)

1.1 Настоятель прихода

  • благословляет и несёт ответственность за деятельность школы;
  • радеет об образовании и воспитании своих прихожан;
  • является сам духовником школы или благословляет одному из клириков прихода нести это послушание;
  • возглавляет сам Школу или благословляет одному из клириков прихода или церковно-опытному, достаточно образованному мирянину стать руководителем (директором) Школы;
  • благословляет основные направления деятельности Школы;
  • содействует формированию материально-технической базы Школы;

1.2 Духовник Школы:

  • отчитывается о деятельности Школы перед настоятелем;
  • заботится о церковном и профессиональном образовании и нравственном воспитании педагогического коллектива;
  • заботится о создании атмосферы любви и взаимопонимания в школе;
  • благословляет годовой (полугодовой) учебный план и план мероприятий;
  • проводит духовно-просветительскую работу с детьми и родителями;

1.3 Директор (руководитель) Школы:

  • регулярно отчитывается перед настоятелем и духовником Школы;
  • ежегодно отчитывается перед ЕОРОиК о деятельности Школы;
  • по благословению духовника Школы формирует педагогический коллектив и осуществляет набор в Школу;
  • организует составление учебного плана и плана мероприятий;
  • следит за качеством преподавания в Школе;
  • следит за выполнением Положения о Школе и правил внутреннего распорядка Школы всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

1.4 Для решения различных вопросов, связанных с организацией, управлением и деятельностью Школы могут быть созданы Педагогической Совет, Родительский Совет, Попечительский Совет.

2. Преподавательский состав

2.1 Занятия в Школе могут проводиться самим руководителем (директором) Школы, клириками прихода и кем-либо из подготовительных прихожан по благословлению настоятеля прихода.

2.2. Преподавать вероучительные предметы в Школе имеют право приходские священники, диаконы и другие члены притча, а также, по благословлению настоятеля прихода, миряне, получившие богословское образование в богословских институтах, прошедшие обучение на епархиальных богословско-педагогических и других катехизаторских курсах.

2.3. Мирянин, не имеющий богословского образования, допускается с благословлением настоятеля прихода или духовника Школы к преподаванию дисциплин, не относящихся к вероучительным.

3. Состав учащихся

3.1 Приём в Школу ведётся на основании заявления родителей (для детей) или личного (для взрослых).

3.2. Учащиеся Школы могут разделяться на следующие возрастные группы:

    дошкольные — до 7 лет;
    младшие — 7–9 лет; старшие — 10–13 лет;
    подростковые — 14–17 лет;
    взрослые — от 18 лет.

Могут также организовываться одновозрастные группы по количеству классов, смешанные и семейные группы.

3.3 Родители (и лица, их заменяющие), не вмешиваясь в процесс, имеют право присутствовать в классе во время занятий и участвовать в соответствующих формах воспитательной работы.

3.4. Внешний облик учащихся должен соответствовать традиционным представлениям о православном благочестии.

4. Время, место и формы проведения занятий

4.1. По благословлению Настоятеля учебный год начинается в сентябре и оканчивается в мае. Перед началом и по окончании учебного года служатся соответствующие молебны.

4.2. Занятия могут проводиться не только по воскресным дням, но в любые другие.

4.3. Занятия могут проводиться в помещении, на территории храма или в других соответствующих помещениях. С благословления настоятеля возможно проведение занятий на территории других учебных заведений по согласованию с администрацией данных учебных заведений.

4.4. В Школе должно быть составлено общее расписание занятий всех групп с указанием возраста учащихся, названия предмета (кружка), имени преподавателя, времени и места проведения.

4.5 Занятия в Школе начинаются и заканчиваются совместной молитвой учащихся и учителей.

4.6 Школа самостоятельна в выборе форм проведения занятий или в сочетании различных форм, исходя из требований учебного плана, возрастных особенностей учащихся, реального уровня подготовки учащихся и их духовно-нравственного состояния.

4.7. Кроме занятий учащиеся и преподаватели участвуют в жизни прихода, выполняют послушания, оказывают посильную помощь храму.

4.8. Обучение в Школе может быть рассчитано на 2–3 и более лет, согласно имеющимся программам.

4.9. По окончании обучения учащимся может быть выдано свидетельство, утверждающее ЕОРО.

4.10. Убранство помещений Школы должно соответствовать традиционным представлениям о православном благочестии.

5. Финансирование школы

5.1. Финансирование Школы находится в ведении Приходского собрания и Приходского Совета.

5.2. Денежные и имущественные средства Школы формируются из средств прихода и добровольных благотворительных пожертвований.