Четвертая неделя Великого поста — день преподобного Иоанна Лествичника

Четвёртое воскресенье Великого поста по церковной традиции посвящено воспоминанию преподобного Иоанна Лествичника — автора знаменитого учебника по духовной жизни — «Лествицы» (слав. Лестницы). «Лествица» — нравоучительный труд, написанный много столетий назад, по сей день не теряет своей актуальности и практического значения в жизни православного христианина.

Четвертая неделя Великого поста — день преподобного Иоанна Лествичника
Фотогалерея

Накануне праздника в храме прошло Всенощное бдение, где каждый прихожанин был помазан освященным елеем.

Богослужения праздника возглавил протоиерей Сергий Первушин — секретарь Епархиального управления. Ему сослужили протоиерей Евгений Яшенькин, иеродиакон Серафим Максимов.

Песнопения службы исполнил хор под руководством регента храма Всех Святых Михайловой Ирины Леонидовны.

«Лествица» представляет собой поэтапную систему духовного роста человека, стремящегося к Богу, состоит из 30 ступеней. Первая ступень — отречение мирского жития, то есть жизни по законам греховного мира, последняя и высшая — вера, надежда и любовь.

Содержание одной из степеней «Лествицы» (22-я) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: «Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный… на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу… Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные… Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его… Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему… Кто превозносится природными дарованиями — счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие… Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. „Возносяйся смирится“ даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше — льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают».

Этот и другие примеры, находящиеся в «Лествице», служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.

Степени «Лествицы» — это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).

Категория: