Божественная Литургия в Неделю о Мытаре и Фарисее
13 февраля неделя о мытаре и фарисее, в храме Всех Святых состоялось праздничное Богослужение. Совершил его клирик храма Всех Святых протоиерей Евгений Яшенькин, песнопение исполнил Хор храма под руководством регента Михайловой Ирины Леонидовны. На всенощном бдении которое служили вечером под воскресение по традиции духовенство читали акафист святому апостолу первомученика Архидиакану Стефану. Протоиерей Евгений Яшенькин прочитал уставное Евангелие — (Мф.28:16-20) в котором говорится о том как Воскресший из мёртвых Господь наш Иисус Христос призывает одиннадцать своих учеников и посылает их на проповедь в Мир для того чтобы они крестили всех верующих во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Также на богослужение Хор исполнил поакоянное песнопение «Мно́жества соде́янных мною лютых...», которое поется на каждом воскресном всенощном бдении на чиная с недели о мытаре и фарисее, и исполняется до недели Вай.
Первая подготовительная неделя к Великому Посту называется «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией. Рассказанная Самим Иисусом Христом, она никогда не «устареет», потому что обращена ко всем, кто твёрдо уверен в собственной праведности и потому презирает других. Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи (как тип человека), к сожалению, — род вечный и бессмертный.
«Два человека пришли в Храм помолиться, — так начинается притча. — Один был фарисей, а другой — мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.
«Фарисей, — продолжает Христос, — встал и молился про себя так: „Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди — корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю“». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» — Но именно он, а не фарисей, — заключает притча, — «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».
Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряжённое с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.
Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный церковный Устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.
- 719 просмотров