Бегство святого семейства в Египет

Христос пришел не для того, чтобы в младенческом возрасте пасть под мечом Иродовых убийц. Как только Ирод стал обдумывать способы избавиться от законного Царя Иудейского, Иосиф, по внушению Бога, уходит с Младенцем и Матерью Его в Египет, в страну, неподвластную Ироду, где Святое Семейство могло оставаться в полной безопасности.

Бегство святого семейства в Египет

Ангел говорит Иосифу во сне: Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет (Мф. 2, 13).

«Иосиф, услышав это (говорит Златоуст), не соблазнился и не сказал: что это за странность? Ты прежде говорил, что Он спасет людей Своих, а теперь Он даже и Себя не спасет, и нам должно бежать, удалиться и переселиться в отдельную страну? Это противоречит тому, что обещано. — Но он ничего такого не говорит, ибо он был муж верный: не любопытствует даже о времени возвращения». На поставленный так прямо вопрос — отчего Христос Сам не спас Себя от Иродовых убийц? — Златоуст отвечает: «Потому, что если бы Господь с первого Своего возраста начал творить чудеса, то Его не стали бы признавать Человеком». «Представьте себе, — говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, — святого старца, вдруг вставшего среди мрачной ночи с бедного ложа, представьте, как он, преисполненный тем, что слышал от ангела, слабыми стопами подходит с благоговением к спящей Отроковице и Младенцу и тихо возбуждает Ее от сна. Как потом смиренно объясняет Ей о крайней необходимости сейчас же, ночью, пока никто не видит, пока прохладная ночь не сменилась палящим зноем, оставить не только дом, но и отечество и отправиться в Египет. Как потом святая эта двоица немедленно собирается в путь, как Матерь, никогда не путешествовавшая по сыпучим пескам безводной пустыни, берет на руки спящего Младенца и садится на бедное животное; как старец следует около Нее дрожащими стопами, и все это во тьме ночной... Какая трогательная картина! Сколько преданности воле Божией!»

Вот несколько древних преданий о путешествии святого семейства. Не надеясь на свои слабые силы, святой Иосиф взял с собой своего сына — святого Иакова, который впоследствии был назван братом Божиим. Через несколько дней они очутились в тех самых безводных пустынях, по которым шел из Египта израильский народ. Страшные трудности и невзгоды встретили их здесь. Дорога шла все местами песчаными и нередко совсем исчезала среди песчаных холмов. В пустыне негде было достать пропитание, а потому все надо было взять с собой в потребном количестве, а у них был только один осел, который предназначался для юной Матери с Божественным Младенцем. Днем подвергались они нестерпимой жаре, ночью принуждены были спасаться от холода. А как защищаться от всего этого там, где местом отдыха как днем, так и ночью мог служить только песок, а кровом — один свод небесный? Повествуют, что в одном месте, среди пустыни, напали на них разбойники и хотели отнять у них осла. Но один из разбойников до того был пленен красотой Богомладенца, что не позволил своим товарищам обижать святых путников. «Если бы, — говорил он, — Сам Бог воспринял на себя человеческий образ, то и Он не был бы прекраснее Этого Дитяти». Тогда Матерь Божия сказала этому благоразумному разбойнику: «Верь, что Этот Младенец не забудет твоего благодеяния. Он воздаст благим воздаянием за то, что ты теперь сохранил жизнь Его». И это был тот самый разбойник, который впоследствии был распят одесную Господа и сподобился услышать от Него: «...ныне же будешь со Мною в раю». Так сбылось слово Матери Божией. В храмах языческих падали идолы, когда приближались к ним Пресвятая Дева с Предвечным Младенцем, и исполнилось слово пророческое: «Господь восседит на облаке легком [т. е. на руках Пречистой Девы] и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем». И теперь показывают недалеко от Каира, около селения Матариэ, огромный пень — то, что осталось от дерева, под которым отдыхала Матерь Божия, пока святой Иосиф ходил в селение искать прибежище, где можно было бы им остановиться. Предание говорит, что вблизи этого дерева вдруг появился родник чистой прохладной воды для утоления жажды божественной Путницы и Ее дивного Младенца. И теперь сохраняется этот источник.

Слова пророка Осии — из Египта воззвал Я Сына Моего (Ос. 11, 1) относятся к выходу народа израильского из Египта при Моисее, причем Сыном Божиим называется весь народ израильский, а потому едва ли могут быть применены ко Христу. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что Вавилон и Египет — два места, бывшие гнездом всякого нечестия. От Вавилона Христос принял поклонение через волхвов, а Египет освятил Своим посещением, показав этим, что Он пришел спасти самых отчаянных грешников, лишь бы только они обратились к Нему с покаянием. Египет был ближе к Вифлеему, чем какая-либо другая страна, и там жило много иудеев, среди которых Иосифу и Марии легче было найти себе пристанище, а главное, Египет олицетворял собой плачевное состояние греха и смерти, из которого Сын Божий пришел вывести человеческий род, как некогда Моисей вывел народ израильский из Египта.

После смерти Ирода святой ангел Господень, согласно своему обещанию, во сне явился Иосифу в Египте и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие, души Младенца».

Святой праведный старец, возвратившись со своим семейством, поселился в своем бедном галилейском городке Назарете также по откровению Божию. "Да сбудется реченное, — говорит евангелист, — через пророков, что Он Назореем наречется. И действительно, Спасителя часто называли с презрением именем Назарянина, и Он не стыдился этого наименования, подавая нам пример смирения.

В неделю 31 по пятидесятницы когда церковь вспоминает Святого праведного Иосифа Обручника, Давида Царя и Иакова, брата Господня по плоти; в храме Всех Святых богослужение совершил ключарь храма иерей Антоний Шувакин, диаконский чин иеродиакон Серафим Максимов, песнопение исполнил хор храма Всех Святых под руководством регента Михайловой Ирины Леонидовны. За сугубой ектеньёй иерей Антоний вознёс молитвы об избавлении от коронно вирусной инфекции. По окончании Божественной литургии иерей Антоний обратился с проповедью к прихожанам на тему Евангельского чтения.

Бегство святого семейства в Египет Бегство святого семейства в Египет Бегство святого семейства в Египет Бегство святого семейства в Египет Бегство святого семейства в Египет Бегство святого семейства в Египет Бегство святого семейства в Египет Бегство святого семейства в Египет Бегство святого семейства в Египет Бегство святого семейства в Египет

Категория: